ИА «Ореанда-Новости» Научный журнал Nature опубликовал результаты научных замеров, согласно которым обнаруженная исследователями планета 55 Cnc e в созвездии Рака у звезды Коперник, именуемая как «планета-алмаз», имеет атмосферу, состоящую из не из испарившихся горных пород, а из газов, постоянно поступающих из лавы на её поверхности. Об этом сообщил ТАСС.

Согласно информации специалистов из группы американских, европейских и японских планетологов, основывающих свои наблюдения на сведениях, полученных с телескопа «Джеймс Уэбб», у 55 Cnc e вполне полноценная сформированная атмосфера, состоящая из углекислого или угарного газа и возникшая в результате дегазации лавы. Научный сотрудник Лаборатории реактивного движения НАСА в Пасадене Ху Жэньюй, руководящий группой учёных, сообщил, что данные были получены в результате орбитального наблюдения за «планетой-алмазом» в ноябре 2022-го и в марте 2023-го годов.

За это время планета дважды скрывалась за диском родного светила, что позволило исследователям отделить свет, идущий от атмосферы 55 Cnc e, от света звезды. В результате анализа спектра была получена информация о составе атмосферы планеты. Вопреки раннее опубликованным сведениям от орбитального телескопа «Спитцер» о том, что атмосфера 55 Cnc e состоит из гелия, водорода и синильной кислоты, новые результаты наблюдений оказались совершенно иными. Оказалось, что атмосфера «планеты-алмаза» представляет собой достаточно плотную смесь угарного или газа. При этом солнечная сторона 55 Cnc e значительно менее нагрета, чем представлялось ранее (не 2,2 тыс., а 1,5 тыс. градусов по Цельсию).

Эти данные опровергают выдвинутую ранее версию о происхождении атмосферы «планеты-алмаза» из испаряющихся горных пород. Температурный режим и химический состав свидетельствуют о лавовом происхождении атмосферных газов, постоянно высвобождающихся из магматических пород. Это также косвенно подтверждает факт сохранения атмосферы в результате постоянного воздействия звёздной плазмы и излучения Коперника.

«Алмазная» планета является одной из пяти обнаруженных планет у звезды Коперник в созвездии Рака и расположена от нас на расстоянии 41 световой год, что позволяет изучать это небесное тело с помощью уже существующих телескопов. Планета 55 Cnc e, самая близкая к своей звезде, содержит в своём составе большой процент алмазов или похожих не него форм углерода, нагретых до высоких температур, что позволило исследователям дать этому спутнику Коперника имя «планета-алмаз».

Владимир Мозалевский, ИА «Ореанда-Новости»